Комплекс информационых технологий

Комплекс информационых технологий

В ГАС «Выборы» применяются современные информационные технологии, обеспечивающие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки и проведения выборов и референдумов, оперативного доведения результатов выборов до избирателей. Внедрение современных технологий позволило автоматизировать весь процесс подготовки и проведения избирательных кампаний.

Всего в ГАС «Выборы» разработаны и применяются более 800 взаимосвязанных и упорядоченных функциональных задач.

Все АРМ ГАС «Выборы» оснащены базовым комплектом лицензионного общего (ОПО) и сертифицированного специального программного обеспечения (СПО), программно-техническими средствами безопасности информации, имеют общую операционную среду и единую систему управления базами данных (СУБД). Это позволяет не проводить разработку и эксплуатацию устройств, сопряжения различных операционных сред и СУБД между разнородными задачами и всеми уровнями КСА.

СПО включает в себя пакет многофункциональных программ, обеспечивающих решение задач, стоящих перед ГАС «Выборы».

В процессе развития выделены подсистемы ГАС «Выборы», реализующие многочисленные функциональные задачи по отдельным направлениям.
Подсистема автоматизации избирательных процессов (ПАИП) предназначена для комплексной автоматизации функций избирательных комиссий, комиссий референдума разных уровней, связанных с организацией, подготовкой, проведением и учетом результатов выборов, отзывов и референдумов.

В составе ПАИП реализованы следующие основные задачи: избирательные кампании; календарные планы; кандидаты и избирательные коллективы; уполномоченные представители; доверенные лица; документы строгой отчетности; итоги; контроль избирательных фондов; кадры; агитация; использование технических средств подсчета голосов избирателей; право; картография.
Подсистема Регистр избирателей, участников референдума (ПРИУР) реализует функции ввода в базу данных сведений об избирателях, обработку повторяющихся записей, мониторинга базы данных, определения границ избирательных участков, формирования списков избирателей, проверку подписных листов.

Постановлением ЦИК России установлен порядок и сроки регистрации избирателей, участников референдума, отражены вопросы взаимодействия избирательных комиссий и федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и других учреждений и организаций, осуществляющих учет населения (органы регистрационного учета, органы записи актов гражданского состояния, суды, органы уголовно-исполнительной системы, органы, осуществляющие воинский учет и другие).

На КСА ЦИК России развернут программно-технический комплекс ПРИУР (ПТК РИ), который позволил сформировать в ЦИК России федеральную базу данных избирателей. По состоянию на март 2008 года база данных регистра избирателей федерального уровня содержит информацию о 105,8 млн.избирателей.

Подсистема контроля финансирования политических партий (ПКФПП) обеспечивает:

  • всесторонний охват процессов финансирования политических партий через консолидацию в ЦИК России данных из всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политических партий;
  • в том числе сведений о поступлении и расходовании средств, пожертвованиях юридических лиц и физических лиц;
  • автоматизированную обработку расчётных операций;
  • повышение скорости поиска специалистами избирательных комиссий необходимых данных за любой отчётный период;
  • сокращение трудоёмких действий по вводу данных, необходимых для проверки соблюдения требований законодательства, а также вводу данных о результатах проверки жертвователей в уполномоченных органах;
  • предоставление избирательным комиссиям соответствующего уровня аналитической информации о финансировании политических партий.

Подсистема связи и передачи данных (ПСПД) базируется на существующей взаимоувязанной сети связи страны, построена по радиально-узловому принципу с центральным узлом в ЦИК России и узлами в избирательных комиссиях всех субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь соединяются каналами связи с территориальными избирательными комиссиями. Со всеми субъектами Российской Федерации ЦИК России имеет цифровые каналы связи. В настоящее время проводится работа по организации цифровых каналов связи на территории субъектов Российской Федерации, используются 9 наземных станций спутниковой связи. Защита информации при ее передаче по сетям связи осуществляется с помощью сертифицированных средств криптографической защиты информации, гарантирующих требуемый уровень конфиденциальности и целостности передаваемой информации.

И нформационно-справочная подсистема (ИСП) предназначена для информационно-справочного обслуживания в оперативном режиме членов избирательных комиссий, работников аппарата избирательных комиссий Российской Федерации путем публикации в сети Интранет информации, содержащейся в информационном фонде ГАС «Выборы».Подсистема Интернет-портал представлена совокупностью взаимосвязанных на информационном и программном уровне групп сайтов, обеспечивающих отображение деятельности ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ФЦИ при ЦИК России, Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ). Адрес сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в сети Интернет — http:// www.cikrf.ru.

На сайтах Интернет-портала в сети Интернет размещается основная информация, содержащаяся в базе данных ГАС «Выборы».

Для удобства общественного контроля при проведении выборов в сети Интернет оперативно размещаются данные протоколов всех участковых избирательных комиссий, также публикуются данные протоколов и сводных таблиц всех избирательных комиссий, принимавших участие в избирательной кампании.

Размещение данных участковых и территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на сайты Интернет портала в сети Интернет проводится централизованно через защищенный комплекс, размещенный в выделенных для этих целей помещениях ЦИК России.

В последнее время система дает возможность пользователям получать информацию о предварительных итогах голосования непосредственно по мобильному телефону. Для этого создан Мобильный портал.

Имеющиеся на момент обращения сведения о ходе выборов и об итогах голосования представляются по запросу гражданина в формате SMS через операторов сотовой связи. Пользователь может запросить у системы данные о предварительных итогах голосования в целом по территории Российской Федерации или по любому избирательному участку. Это позволяет ему следить за динамикой подсчета голосов, находясь в пути, вдалеке от традиционных источников информации.

Подсистема отображения информации коллективного пользования  предназначена для наглядного отображения результатов избирательных кампаний и процесса их проведения, а также использования средств визуального отображения в межвыборный период для проведения различных видеоконференций, презентаций и обеспечения повседневной деятельности ЦИК России. Подсистема включает современные средства отображения большого формата, позволяющие с высоким качеством отображать на экранах текстовую и графическую информацию. Предусмотрена трансляция телевизионных передач из здания ЦИК России одновременно по шести телевизионным каналам.

Для оперативного круглосуточного информирования общественности, российских и зарубежных СМИ о ходе голосования и предварительных итогах федеральных выборов в здании ЦИК России организуется работа Информационного центра ЦИК России.
Информация передается в Информационный центр в режиме реального времени по каналам ГАС «Выборы» и предоставляется в удобном виде (табличном, графическом, картографическом) для участников мероприятий Информационного центра.

Основной целью создания подсистемы управления и контроля функционирования (УКФ) является обеспечение постоянной работоспособности и готовности ГАС «Выборы» к проведению избирательных кампаний. Она предназначена для автоматизации процессов управления программно-техническими средствами, сбора и анализа данных о состоянии готовности системы к проведению выборов, контроля выполнения регламентов информационного обмена.

Проводится постоянный технический аудит системы, технология которого обеспечивает постоянный контроль состояния и устойчивость к возможным неполадкам и сбоям.Подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания (ПОЭСО) предназначена для автоматизации процессов обеспечения эксплуатации программно-технических средств (ПТС) ГАС «Выборы» и сервисного обслуживания КСА избирательных комиссий.

В рамках подсистемы ведется учет и движение ПТС, входящих в КСА ГАС «Выборы», на всей территории страны, обеспечивается поддержание ПТС в рабочем состоянии в соответствии с эксплуатационной документацией, осуществляется обслуживание, ремонт, замена, дооснащение и модернизация ПТС КСА, взаимодействие сервисных центров с поставщиками и разработчиками ПТС, финансирование работ на основе долевых вложений средств из федерального и местного бюджетов.
Организацию всех видов работ по сервисному обслуживанию КСА ГАС «Выборы» обеспечивает ФЦИ при ЦИК России. В субъектах Российской Федерации работы по сервисному обслуживанию осуществляют специализированные организации, которым придается статус сервисных центров ГАС «Выборы», между которыми распределены КСА всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Подсистема автоматизации административ­ной деятельности избирательных комиссий (ПААДИК) предназначена для автоматизации делопроизводства и документооборота в избирательных комиссиях. Подсистема обеспечивает также автоматизацию процессов административно-хозяйственной деятельности ЦИК России.

Подсистема обеспечения безопасности информации (ПОБИ)

При обеспечении безопасности информации в ГАС «Выборы» решаются следующие основные задачи:

  • обеспечение достоверности информации;
  • формирование адекватной политики информационной безопасности и ее реализация;
  • обеспечение комплексной защиты информации в Интернет-портале ГАС «Выборы». ПОБИ позволяет осуществить комплексную защиту информации при ее автоматизированной обработке и передаче по каналам связи. Это стало возможным при реализации в подсистеме ряда технических решений:
  • криптографическая защита данных;
  • антивирусная защита;
  • защита от несанкционированного доступа;
  • безопасность при межсетевом взаимодействии;
  • контроль функционирования ПОБИ.

Разработанные технические решения, внедренные программно-аппаратные средства защиты информации и комплекс организационно-технических мероприятий позволяют оперативно и адекватно парировать любые возможные компьютерные угрозы, обеспечивая при этом достаточный уровень защиты информации в ГАС «Выборы».
Создана и внедрена комплексная система защиты информации Интернет-портала ГАС «Выборы». Между ГАС «Выборы» и другими информационными системами, которые существуют в России, в том числе сетью Интернет отсутствует физическая связь. В сети Интернет информация размещается через физический зазор, который гарантирует отсутствие связи непосредственно с комплексом системы. В целях защиты от искажения данных при обмене, хранении и размещении их в сети Интернет разработаны и реализованы специальные технические средства.

Подсистема обучения кадров

При создании ГАС «Выборы» решена очень важная задача формирования кадров системных администраторов, которые осуществляют техническую эксплуатацию КСА ГАС «Выборы» в соответствующих избирательных комиссиях.

Для подготовки (переподготовки) специалистов и пользователей ГАС «Выборы», создана система обучения, основной задачей которой является поддержание требуемого уровня профессиональной подготовки специалистов и пользователей ГАС «Выборы». Обучение проводится с использованием очной формы обучения на базе сервисных центров ГАС «Выборы» и дистанционной формы обучения. Для организации дистанционного обучения на сервере КСА ЦИК России размещены 21 электронный учебник и разработаны соответствующие экзаменационные тесты. Вся библиотека электронных учебников направлена на компакт-дисках во все ИКСРФ и ТИК.

Вновь принятые системные администраторы проходят обучение по очной форме. Все системные администраторы, прошедшие обучение, получают сертификаты на право эксплуатации КСА и удостоверения специалистов ГАС «Выборы».
При подготовке к проведению избирательной кампании, кампании референдума (в течение 90 — 110 дней) выполняются следующие работы:

  • ввод в систему и обработка нормативных правовых актов, регламентирующих проведение избирательной кампании, кампании референдума;
  • формирование календарного плана избирательной кампании, кампании референдума;
  • ввод в систему и обработка информации об избирательных объединениях, выдвинувших списки кандидатов, сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах, информации о ходе выдвижения и регистрации кандидатов, списков;
  • составление списков избирателей на основе базы данных ГАС «Выборы» в части сведений об избирателях, участниках референдума, проведение проверки сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, представляемых политическими партиями;
  • ввод в систему, сбор и обработка сведений о движении денежных средств на счетах залога и специальных избирательных счетах участников избирательного процесса; перечня государственных организаций телерадиовещания, государственных периодических изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации;
  • формирование макетов избирательных бюллетеней, в том числе для КОИБ и КЭГ;
  • печать удостоверений для зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса;
  • контроль регламентов обмена информацией между КСА ЦИК России, ИКСРФ и ТИК; контроль готовности системы в целом и отдельных ее сегментов к проведению избирательных кампаний;
  • оперативное размещение информации из баз данных ГАС «Выборы» в ИСП и через физический зазор в сети Интернет и другие работы.

При проведении голосования и подведении предварительных итогов голосования (в течение 2 дней) выполняются работы по вводу в систему, сбору и обработке данных об открытии помещений для голосования на участке и об участии избирателей в выборах, референдуме; об итогах голосования (включая автоматическую проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол УИК); о выдаче документов строгой отчетности (открепительных удостоверений, избирательных бюллетеней) и погашении неиспользованных документов; формируется графическое отображение в реальном масштабе времени информации об открытии участков для голосования, ходе голосования и предварительных итогах голосования; проводится контроль регламента обмена информацией между КСА ЦИК России, ИКСРФ и ТИК; оперативное размещение информации из баз данных ГАС «Выборы» в ИСП и через физический зазор в сети Интернет.

На заключительном этапе (10-15 дней после дня голосования) выполняются следующие работы: формирование и печать протоколов и сводных таблиц избирательных комиссий всех уровней об итогах голосования; распределение депутатских мандатов при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти; печать удостоверений для депутатов, для членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса; ввод в систему, сбор и обработка платежей по возврату избирательного залога, итоговых финансовых отчетов; оперативное размещение информации из баз данных ГАС «Выборы» в ИСП и через физический зазор в сети Интернет.

При проведении выборов и референдумов на избирательных участках могут использоваться технические средства подсчета голосов избирателей.

На выборах в ряде регионов страны использовались комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Прибор является простым по компоновке и удобным в эксплуатации. Он состоит из сканирующего устройства, накопителя избирательных бюллетеней и комплекта периферийных устройств: принтера, модема, концентратора.

Этот вид электронного голосования предназначен для автоматизированного подсчета голосов избирателей при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим законодательством, накопления опущенных избирателями бюллетеней, печати итогового протокола участковой избирательной комиссии, приема исходных данных и передачи итогового протокола по каналам телекоммуникаций в вышестоящую избирательную комиссию в согласованном формате. КОИБ обеспечивает одновременное проведение семи видов выборов и выдачу отдельных протоколов подсчета голосов по каждому из них. Применение КОИБ способствует четкой формализации процедуры проведения голосования, повышению объективности подсчета голосов за счет снижения влияния человеческого фактора.

КОИБ прошел испытания межведомственной приемочной комиссии и государственную сертификацию.

В настоящее время на выборах используется также комплекс для электронного голосования (КЭГ), в составе которого предусмотрено устройство сенсорного голосования. КЭГ предназначен для проведения электронного голосования на избирательном участке без использования бумажного бюллетеня, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования.

Внедрение безбумажных технологий должно гарантировать тайну голосования, сохранность и неприкосновенность каждого голоса и при этом обеспечить прозрачность, возможность контроля со стороны членов избирательных комиссий и наблюдателей.

Важная информация

Территориальная избирательная комиссия города Норильска Красноярского края

Местонахождение: Красноярский край, г.Норильск, Ленинский проспект, 26, каб.6

Почтовый адрес: 663300, Красноярский край, г.Норильск, Ленинский проспект, 26

Контактный телефон: (3919) 46-14-14 (тел./факс)

2008-2017 (с) Официальный сайт города Норильска.
Все права защищены.

Адрес: 663300, Красноярский край, г. Норильск, Ленинский проспект, 24а
Тел./Факс: +7 (3919) 43-71-21